Древнейшие греки были крепче, чем нынешние люди

123

Даже при современном тренировке и диете, сейчас было бы тяжело отыскать достаточное количество отборных атлетов для приведения в действие древнегреческого флота из грібних военных кораблей — афинских триєр. К такому заключению пришел доктор Гарри Росітер, тренер-физиолог из Лидского института (Англия), в итоге исследования, которое он не так давно опубликовал в журнальчике New Scientist.

В этом опыте Росітер определял интенсивность обмена веществ у современных атлетов при гребле на реконструированной афинской триєрі. Метаболизм (обмен веществ — прим. пер.) атлетов измерили портативными анализаторами метаболизма, а расход энергии выборочной количества атлетов, что двигали триєру, была отмечена для ряда разных скоростей, чтоб оценить производительность людского мотора данного военного корабля.

Росітер сравнил добытые сведения с традиционными текстами и пришел к заключению, что античные афинские гребцы числились бы элитными атлетами даже по нынешним спортивным нормам.

Афинские триєри — древнейшие военные корабли длиной 37 м, которые приводились в движение гребцами, расположенными в три яруса. По словам Росітера, античные афиняне в хоть какое время имели в собственном распоряжении до 200 триєр, для каждой из которых необходимо по 170 гребцов. Таким макаром, у старых афинян была большая группа гребцов, которые могли бы составить достойную конкурентнсть наилучшим нынешним атлетам. Сведения Росітера, похоже, указывают на то, что эти античные гребцы были на генном уровне лучше адаптированы к испытаниям на выносливость, чем современные люди.

Росітер работал совместно с еще одним профессионалом, доктором Борисом Утренним из Английского института, над истолкованием в традиционных текстах подробностей того, как крепкими были античные гребцы. В одном из примеров, в текстах упоминались Афинские сборы, которые отправили триєру, чтоб устроить резню жителям городка Митилены, которые подняли бунт на полуострове Лесбос в восточной части Эгейского моря. Собрание передумали и отправили другую триєру, чтоб приостановить бойню. Согласно записям, 2-ая триєра должна была пройти путь в течение 24 часов.

Благодаря таким историческим записям, Росітер сумел приблизительно подсчитать средние постоянные скорости триєр. Исходя из данных о метаболизме и расходе энергии у гребцов в воссозданной триєрі, он пришел к выводу, что, если исторические данные верны, то сейчас было бы тяжело отыскать достаточное количество атлетов, которые могли быть довольно натренированы, чтоб приводить в движение такие военные корабли.

Триєри собственного времени стали значимым прорывом в морских схватках, позволив афинянам властвовать на море. Афинская триєра, не считая 170 гребцов, включала 20 членов команды корабля, 10 моряков и капитана. Гребцы посиживали по три яруса с каждой стороны — по 31 в верхнем, 27 в среднем и 27 в нижнем ярусах. Конструкция и количество гребцов позволяли триєрам быть довольно резвыми и маневренными, чтоб таранить и продырявливать другие судна, что стало новейшей стратегией в схватках на море.

Тай Тунь. Величавая Эра