Медведи и титаны

109

8 февраля открылся 57-й Интернациональный Кинофестиваль в Берлине. Биография этого фестиваля начинает отсчет с 1951 г., всего через 6 лет после окончания 2-ой мировой войны — в ренессансную для Германии эру Аденауэра. Духом возрождения жила страна, этим же были проникнуты и рвение фестивальной команды — привлечь внимание к авторскому синематографу, драгоценных образцов кино, как искусства, даже когда на первом плане — кинобизнес.

Потому на первом фестивале еще существовали жанровые номинации — призы за наилучшую комедию, наилучший преступный и приключенческий кинофильм, наилучшую музыкальную картину. Конкретно в последней из нареченных номинаций Золотого приза удостоилась тогда анимированная лента «Золушка» и Мастер мультипликации Уолт Дисней, что поставил ее.

В СССР Берлинский фестиваль называли Західноберлінським, подчеркивая его идейную чужеродность. По этой же причине в 70-х гг. русские картины не участвовали в конкурсе, зато участвовали возлюбленные картины русского народа. Фаворитов и лауреатов мы не просто знали, да и обожали.

Помните: кинофильм режиссера Кристиана Жака «Фанфан-Тюльпан»(1952 г. -«Серебряный Медведь») с прелестным Жераром Филиппом и Джиной Лоллобріджідою, «Земляничную поляну»(1958 г.- «Серебряный Медведь») Ингмара Бергмана, комедию «Высокий блондин в черном ботинке» (1973 г. -«Серебряный Медведь».) — высшую точку актерской карьеры Пьера Ришара, ленту Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» (1960 г.-«Золотой Медведь» за режиссуру) с Жан-Полем Бельмондо в роли бунтаря-анархиста…

Звернітье внимание: анархист Бельмондо не только лишь обусловил поведенческую моду эры, да и, молвят, вдохновил молодежные мятежи 68-го года. А кинокритика констатирует, что конкретно такое кино и было драгоценное всегда Берлинском фестиваля — кино нонконформістське эстетически и политически.

Считается, что конкретно Берлинале, который занимал активную актуальную позицию, стал, кажется, первым в мире фестивалем, одарил чернокожего актера. Это был Сидней Пуатье, исполнитель главной роли в антирасистській ленте «не склонившие головы» (в русском прокате кинофильм именовался «Скованные одной цепью»-1958 г.).

За 50 с излишним лет существования Берлинале открыл, поддержал и воспел актеров и режиссеров, которые сейчас как титаны киноискусства на века вошли в больших энциклопедий мира. Назовем только неких: по пару раз в призеры попадали Жан Габен, Жан — Лючок Годар, Пьер Паоло Пазолини, Ширли за границу, Акира Куросава, Сатьяджіт Рей; наград удостаивались также Райнер Вернер Фасбіндер, Ханна Шигула, Симона Сіньере, Элизабет Тейлор, Анук Эме, Жан Луи Трентиньян, Альберто Сорди, Эмир Кустурица

Два раза становился призером Вадим Абдрашитов: за кинофильм «Слуга» он получил премию Альфреда Бауэра За открытие новых путей в киноискусстве», а в 95-м — «Серебряного Медведя» за «Пьесу для пассажира».

Вообщем, с того счастливого момента, когда русское начальство согласилось на роль картин в берлинском конкурсе, «наши» киноленты без призов не оставались. Конкретно Берлин заслуженно прославил целую когорту русских режиссеров — Абдрашитова, Аскольдова, Панфилова, Михалкова, Тодоровского, Арановича, восторгался Кирой Муратовой…Вправду триумфальный фуррор выпал Ларисе Шепитько и ее кинофильма «Возрождение» в 77-ом. Анатолий Солоницын был признан наилучшим актером в 81-м («26 дней из жизни Достоевского»). Евгения Глушенко получила «Золотого Медведя» за «Влюблен по собственному желанию», Инна Чурикова — за «Военно-полевой роман». Особых призов удостаивались Марлен Хуциев («Бесконечность»), Виктор Аристов («Сатана»), Толомуш Акеев («Потомок Белоснежного Барса»), Семен Аранович («Год собаки»), Жора Шенгелая («Путешествие юного композитора»)…

Перестройка в странах бывшего соцлагеря не могла не быть встречена Берлинале с осознанием: ведь обычно в его руководстве были «левые» интеллектуалы. Так, ради «полочных» кинофильмов из СССР и бывших соцстран фестиваль пошел на нарушение собственного регламента, что не позволяет включение в конкурс картин, отснятых более чем за 18 месяцев до фестиваля. Таким макаром, в конкурс попали и были награждены «Тема» Глеба Панфилова (Главный приз Берлинале-86), «Комиссар» Александра Аскольдова («Серебряный Медведь» 1988 г.), «Жаворонки на нитке» Иржи Менцеля («Золотой Медведь» 1990 г.). Поляк Януш Заорський с фильмом 82-го года «Мать королей» получил в 88-м году приз «За художественный вклад», а словак Душан Ганак был признан наилучшим режиссером в 1989 г. за «Я люблю, ты любишь», снятый аж за 10 лет до того.

Но Берлинский фестиваль имеет не только лишь биографию, да и свою географию. Он считает своим долгом открывать новые пути и… новые зоны синематографа. Фактом вхождения в умственную моду кино юго-восточной Азии (Гонконга, Китая, Юж. Кореи) почти во всем должно не только лишь самобытности киноязыка и драматургии, да и характерной левой германской интеллигенции тяге к восточному самопоглиблення и философской созерцательности. Берлин издавна уже стал «окном в Европу» для типичных и массивных кинематографий этих государств.

Отметим, что в следующие годы Берлинале стоит во главе борьбы евро кино за выживание и кое-что против величавого и могучего Голливуда, показывает прямо-таки конкистадорські склонности завоевания евро зрителя. Сейчас уже тяжело для себя представить, чтоб в Берлине главный приз был вручен картине производства «Уолт Дисней Компани», которая сразила мир собственной конвейєрною продукцией. Но по-настоящему достойные внимания южноамериканские картины, сделанные студиями-гигантами, а «независимыми» режиссерами либо самим Голливудом, — постоянно входят в перечень призеров. Так, к примеру, Пол Ньюмен — живой монумент всему южноамериканскому: голливудская звезда и глава продуктовой компании, повелитель кетчупа и майонеза, естественно, был в свое время признан наилучшим актером. Справедливости ради, необходимо отметить, что южноамериканское кино и без поддержки было на высоте, собирая полные залы и вызывая ажиотаж германских компаний.

По уровню картин, представляемых на конкурсы, Берлинале, — один из наилучших фестивалей мира. Он имеет четыре решающих критериев: высочайший художественный уровень произведения; его глубина и значимость исходя из убеждений человечности; его значение для страны, где изготовлен кинофильм; в конце концов, его значение для зрителя.

Мой давнешний компаньон, президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов, который был и членом жюри фестиваля в разделе фильмов-дебютов, как-то отметил: «Для нас, русских кинематографистов-Берлинский фестиваль всегда был наиблежайшим — и географически, и даже по духу. Как неизменный участник этих фестивалей, могу утверждать, что главные черты Берлинале последних 20 лет — политкорректность и мультикультурность».

Итак, мастера и зрители намедни самого сурового и найділовитішого киносмотра. Ему по традиции предстоит сконструировать тенденции развития мирового синематографа в 2007 году. Отовсюду торопятся на данный момент сюда кинематографисты, кіноділки и киноманы. Они торопятся узреть и услышать, куда шагает синематографическая мода, которую предлагает экран Берлина.

Чем обеспокоит и она повеселит зрителей на седьмом году третьего тысячелетия? — с этим вопросом я обратилась к руководителю пресс-центра госпожа Фрауке Грайнер.

30 января свершилась 1-ая пресс-конференция и уже понятно, что фестиваль раскроется картиной «Воробушек». Это французский кинофильм режиссера Оливье Даана. Лента включена в главный конкурс Берлинале. Фильм-биография, посвященная судьбе Эдит Пиаф. Этот жанр, получивший заглавие «байопика», довольно удачный в южноамериканском кино, пока изредка употреблялся в Европе. В роли известной певицы снялась актриса Марион Котийяр, ее партнеры по кинофильму — Жерар Депардье, Сильвия Тестю и Эммануэль Сенье.

Жюри головного конкурса возглавит режиссер Пол Шрейдер, узнаваемый российскому зрителю по ленте «Американский жиголо». В жюри вошли также актеры Марио Адорф (Германия), Уиллем Дефо (США), Гаэль Гарсиа Берналь (Испания), актриса и режиссер из Палестины Хіиам Аббасс, продюсер из Гонконга Нансун Ши и режиссер по монтажу Молли Малини Стенсгаард.

В последние годы фестиваль учитывает интересы, германской кинопромышленности, что находится на подъеме. В сей раз в соревнования тоже вступят несколько новых германских лент. Одна из их — конкурсная картина режиссера Кристиана Петцольда — «Йелла» — рассказ о драматической судьбе юный дамы, которая мечется меж Востоком и Западом Германии.

Осмысление истории Германии в ХХ веке, по утверждению директора фестиваля Дитера Косслика, одной из ведущих тем Берлинале. В такового плана картине — детективном триллере Стивена Содерберга «Хороший немец», снятом в черно-белом цвете, режиссер употребляет реальную кинохронику 1945 года. Молвят, что кинофильм смотрится так, как будто его сняли в послевоенные годы. В картине говорится о южноамериканского журналиста (его играет именитый Джорж Клуни), который прибыл в Берлин, чтоб освещать конференцию «Большой тройки» в Потсдаме, также о том, как забыв про все в мире, он разыскивает свою бывшую любовницу (ее играет Кейт Бланшетт). Принципиальная роль в сюжете отведена русскому генералу по фамилии Сикорский (актер Равиль Ісіканов).

Как режиссер, в фестивальном марафоне воспримет роль актер Роберт Де Ниро с фильмом «Ложное искушение» — истории противостояния ЦРУ и КГБ.

Обширно представлено в конкурсе европейское кино. Увлекательной обещает быть лента бельгийского режиссера Сэма Гарбарські «Ирина Палм». Тема кинофильма — искусство (основная героиня — певица), любовь и драма.

В деньки фестиваля внезапный опыт будет изготовлен в здании театра «Дойче опер». Тут состоится европейская премьера экспериментального немого кинофильма «Клеймо на мозге» канадца Гая Мэддена. Картину будут показывать под живой оркестр Берлинской оперы, при этом в роли рассказчика выступит дочь незабвенной Ингрид Бергман актриса Изабелла Росселлини.

Что касается русского кино, то уже пару лет попорядку оно оказывается за рамками конкурса. Вот и на данный момент вопрос о его участии в фестивале еще неясное. Понятно сейчас, что в конкурс детских и юношеских кинофильмов «Поколение» отобранная картина Олега Ужінова «Жихарка» из анимированной серии «Гора самоцветов», изготовленная по мотивам уральской народной сказки. Пока это единственный русский кинофильм. Но время есть еще, а означает есть и надежда. Отметим, что до русского кино и его создателей на Берлинале всегда относились с энтузиазмом, а российский язык на фестивале, безусловно, 3-я по популярности после германского и британского.

Итак, киногод, который стартует в Берлине, скоро даст знатокам и любителям этого вида искусства 10 насыщенных фестивальных дней.